- 1. Недооценка умлаутов
- 2. Путаница с предлогами, которые употребляются только с определенным падежом
- 3. Ударение в приставках
- 4. Игнорирование рамочной структуры предложения
- 5. Неправильное произношение долгих и кратких гласных и неверное правописание
- 6. Путаница с Sie и ihr*
- 7. Нежелание заниматься грамматикой
В начале изучения немецкого ученики делают одни и те же ошибки, которые иногда затрудняют понимание и порой приводят к комичным ситуациям. Проверьте, с какими сложностями при изучении немецкого языка сталкиваетесь вы.
1. Недооценка умлаутов
Встречается у каждого первого ученика. Почему это важно? Слова с умлаутом и без — совершенно разные по смыслу. Это как мел и мель в русском.
Примеры:
schön — красивый, schon — уже;
drucken — печатать, drücken — давить;
zahlen — платить, zählen — считать;
schwül — душный, schwul — гомосексуальный.
Как избавиться? Найдите в сети или в учебниках фонетики упражнения с парами слов и читайте вслух.
2. Путаница с предлогами, которые употребляются только с определенным падежом
В немецком есть предлоги, стоящие только с дательным падежом, независимо от вопроса:
mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, außer, entgegen, gegenüber.
Есть предлоги, которые употребляются исключительно с винительным:
durch, für, ohne, um, bis, gegen, wider, entlang.
Предлоги с родительным падежом:
während, wegen, laut, unweit, trotz, infolge, außerhalb, statt, hinsichtlich u.a.
Также есть группа предлогов, которые могут стоять как с дательным, так и с винительным падежом:
in, an, auf, über, unter, hinter, neben, zwischen, vor.
Какой падеж выбрать, зависит от вопроса:
wohin? (куда?) — Akkusativ;
wo? (где?) — Dativ.
Ich hänge das Bild an die Wand. Я вешаю картину куда? Это винительный падеж.
Das Bild hängt an der Wand. Картина висит где? Здесь дательный.
Сложности возникают, когда ученики не знают точно, какие предлоги с какими падежами стоят, и задают, например, вопрос “куда?”, при этом употребляют предлог zu.
Ich gehe zur Post. Zu всегда с дательным, несмотря на вопрос “куда?”.
Также в немецком и русском языках после одних и тех же по смыслу глаголов стоят разные падежи.
Ich fliege über die Stadt. Я лечу над городом.
Видите, в немецком предложении стоит винительный падеж, потому что в этом языке летят куда, а не где.
Как избавиться? Выучите наизусть предлоги, которые употребляются строго с одним падежом, и обращайте внимание на управление глаголов.
3. Ударение в приставках
В немецком языке у глаголов есть приставки, которые при изменении глагола не отделяются, как и в русском языке. Это be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss-. Они безударные.
Verstehen: ich verstehe, ihr habt verstanden и так далее.
Есть приставки, как, например, vor-, mit-, ab-, aus-, ein-, an-, zu– и другие, которые при спряжении отделяются и ставятся в конец предложения, а в третьей форме глагола (Partizip II) между отделяемой приставкой и основой вклинивается ещё одна приставка ge-. На эти приставки падает ударение.
Du hast mich angezogen, ausgezogen, großgezogen. (с) AnnenMaiKantereit
Глаголы, соответственно, anziehen, ausziehen, großziehen.
Ich ziehe mich an. Ich ziehe mich schnell an.
Есть также приставки, которые могут быть как отделяемыми, так и нет. Глаголы с такими префиксами обычно изучаются на уровне B1. Смысл глагола в зависимости от приставки полностью меняется. Если приставка отделяемая, то она ударная, если не отделяется — безударная. Например:
über´setzen — ich über´setze (переводить с языка);
´übersetzen — ich setze … ´über (перевозить с одного берега на другой).
Как избавиться? Выучите наизусть неотделяемые приставки и выполните много упражнений на такие глаголы. Если сомневаетесь, отделяемая приставка или нет, переведите глагол и посмотрите его спряжение в словаре Duden.
4. Игнорирование рамочной структуры предложения
Особенность немецкого языка — рамочная конструкция предложения. Это значит, что сказуемое запирает предложение в рамку. Например, если мы образуем Perfekt, мы ставим изменяемый глагол на второе смысловое место, а третью форму — в конец предложения:
Ich habe gearbeitet. Ich habe gestern gearbeitet. Ich habe gestern Abend gearbeitet.
Между habe и gearbeitet может стоять сколько угодно других членов предложения. Это и есть рамка из сказуемого. Таким же образом действуют глаголы с отделяемой приставкой в настоящем времени, а также когда в предложении есть модальный глагол:
Er steht auf. Er steht früh auf. Er steht jeden Morgen früh auf.
Du kannst sprechen. Du kannst Deutsch sprechen. Du kannst sehr gut Deutsch sprechen.
Как избавиться? Сочиняйте вслух предложения, как в примерах выше. Помните, что сказуемое обнимает остальные слова в предложении.
5. Неправильное произношение долгих и кратких гласных и неверное правописание
Долгота гласных и произношение слогов влияют на понимание речи. Если не обращать внимание на произношение, то либо не поймут вас, либо вы неправильно интерпретируете слова собеседника. Также важно правильное написание слов. Например:
mahlen — молоть, malen — рисовать;
der Staat — государство, die Stadt — город;
die Beeren — ягоды, die Bären — медведи.
Как избавиться? В начале любого учебника по немецкой фонетике есть много таких упражнений. Тренируйтесь вслух. Слушайте произношение немецких слов на сайте Forvo.
6. Путаница с Sie и ihr*
В немецком языке при обращении к одному или нескольким незнакомым людям употребляется местоимение Sie. В русском при обращении к одному человеку мы пишем “Вы”, а в последнее время и со строчной буквы — “вы”. К нескольким людям мы всегда обращаемся на “вы”.
Herr Müller, wie geht es Ihnen?
Herr und Frau Schmidt, wie geht es Ihnen?
Если в немецком мы обращаемся к нескольким людям, которых мы хорошо знаем и по отдельности говорим им “ты”, то в немецком мы должны употребить местоимение ihr.
Peter und Monika, wie geht es euch?
Как избавиться? Делайте много упражнений, где нужно выбрать Sie или ihr. Обычно они есть в первых двух темах любого учебника уровня А1.
7. Нежелание заниматься грамматикой
Все мы хотим говорить на новом языке как можно быстрее. Если в английском это возможно, то в языках, где есть склонения и спряжения, важно с самого начала учить грамматику.
Бесполезно зубрить полные таблицы склонений или окончания глаголов. Сначала прочитайте теорию потом, смотря на правило, сделайте 5 — 7 упражнений. Через некоторое время вернитесь к этой теме и снова сделайте несколько упражнений. Не учите все правила и исключения скопом. Изучение языка должно идти не линейно, а по спирали: вы на следующем витке углубляете то, что изучали раньше.
Как избавиться? Делайте грамматические упражнения вслух. Составляйте свои примеры с разными формами глаголов и местоимений, например:
Ich gehe nach Hause. Wir gehen nach Hause. Geht ihr nach Hause? Повторяйте и закрепляйте материал.
*Спасибо читательнице за упоминание этой проблемы.
Понравилась статья? Кликните на любую картинку ниже и сохраните в Pinterest!